Закрыть

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники

Методы арт-терапии. Использование арт-терапии для взрослых и детей. Программа арт-терапии, упражнения, техники
Ар -терапия - психология творчества и созидания. Понятие, методология и конкретные упражнения представлены в статье.

Арт – терапия — это направление, широко используемое в психотерапии и пихокоррекции, основанное на различных видах искусства и творчества. Исходя из подобного определения, становится понятно, что подобная терапия не может быть скучной или неинтересной.

Рисуя, играя и фантазируя, взрослые и дети учатся получать удовольствие, самовыражаться, выявлять и решать насущные проблемы. Итак, что же такое арт-терапия? Какими особенностями обладает психология искусства и какие методы применяют в своей работе психологи и психотерапевты?

Арт-терапия, понятие и задачи

Методы арт-терапии, основанные на игре и творчестве, признаны во всем мире одними из самых эффективных и, при этом, увлекательных видов психологической помощи. Благодаря интерактивным и «живым» занятиям, в короткие сроки удается улучшить настроение, общее психоэмоциональное состояние, снять напряжение и скованность, помочь избавиться от страхов, агрессии, тревог, депрессии и апатии, поднять жизненный тонус и самооценку.

1. Частица «арт» в слове «арт-терапия» переводится как «искусство», что дословно обозначает «лечение искусством», т.е. применение терапевтических методик посредством искусства или творчества.

2. Данный вид терапии особенно актуален для психологической коррекции психоэмоционального состояния человека.

3. Главной задачей арт-терапии в психологии считается достижение максимальной гармонии психического состояния личности при помощи самовыражения или самопознания. Искусство, в разных своих вариациях, позволяет выразить и «разложить по полочкам» внутренние чувства и эмоции, переживания и тревоги.

4. Многие, на первый взгляд успешные и самодостаточные, люди на самом деле не удовлетворены своей жизнью и остро нуждаются в самопознании и самовыражении. Осуществить одну из фундаментальных потребностей человека – в самоактуализации, т.е. развитии личностных возможностей, также поможет «волшебная» арт-терапия.

5. Лечебная терапия посредством искусства позволяет психологам и психотерапевтам в работе с пациентом добиться следующих результатов:

  • дать выход негативным эмоциям или «застрявшим» чувствам;
  • существенно облегчить комплексное психотерапевтическое лечение;
  • осуществить развернутую психодиагностику состояния человека;
  • проработать сдерживаемые или подавляемые чувства и мысли;
  • установить доверительные отношения с пациентом (клиентом);
  • развить творческие способности;
  • повысить самооценку, личностный рост;
  • осуществить самопознание и самовыражение;
  • научить контролировать поведение и эмоции;
  • разобрать причины эмоциональных расстройств или трудностей.

6. Методика арт-терапии основывается на утверждении, что внутреннее состояние человека неосознанно отражается в зрительных образах, а значит и в его рисунках, скульптурах, поделках, инсталляциях, коллажах и других творческих процессах.

7. Творческая терапия — приятный и веселый процесс, с успехом используется для лечения пациентов разных возрастов. Великолепные результаты психологическая коррекция имеет как у детей, так и у взрослых. Методику широко применяют при работе с подростками, беременными женщинами, тяжелобольными людьми и стариками.

8. Техники арт-терапии уместны при психологическом консультировании, терапевтическом лечении и в процессе реабилитации (психического или физического характера).

9. В настоящее время существует очень много разнообразных психологических центров, тренерских курсов, онлайн — интенсивов, позволяющих обучить базовой технике арт-терапии. Также интересны авторские программы по арт-терапии с использованием нестандартных средств и методов (например, эбру-терапия или мандалотерапия).

Арт-терапия, основные принципы методики

Не каждый человек может или хочет рассказать о волнующих его проблемах, тогда на помощь специалистам приходят неосознанные процессы. Образы, символы, цвета помогают понять и изучить глубинные бессознательные процессы, истинные переживания и страхи.

  • Арт-терапия не имеет противопоказаний, подходит для всех возрастов и категорий. Подобное лечение проводится абсолютно добровольно, не вызывая сопротивления и негативного отношения.
  • В творческом процессе неважно качество или художественная ценность создаваемого арт-объекта, главное – сосредоточиться на задании и полностью погрузиться в сам процесс.
  • Анализ проведенной работы должен осуществлять, в первую очередь, автор, пытаясь самостоятельно разобраться и понять суть проблемной ситуации. Специалист психолог или психотерапевт лишь направляет и координирует творческий процесс и последующий анализ.
  • Достоинствами терапии является широкий выбор видов и методов, используемых специалистами.
  • На арт-занятиях, в процессе сублимации, человек, по сути, преобразует негативный вид энергии (страх, раздражение, агрессия) в положительное творческое самовыражение.
  • Во время работы, даже без коррекционных и дополнительных занятий, само собой (бессознательно) происходит трансформация первоначальной проблемы и наступает положительный терапевтический эффект.
  • В процессе арт-деятельности человек расслабляется, снимает напряжение и зажатость, нервная система успокаивается.

 

Показания для проведения арт-терапии

Показаниями к лечебной терапии может стать любое отклонение психоэмоционального или психического состояния человека. К наиболее распространенным относятся:

  • Стресс, депрессия, подавленное настроение.
  • Импульсивность и эмоциональная неустойчивость.
  • Страхи, фобии.
  • Заниженная самооценка, негативная «Я-концепция».
  • Повышенная тревожность.
  • Психологическая неудовлетворенность собой или какими-либо отношениями.
  • Беспричинная раздражительность и конфликтность.
  • Замкнутость и психическое напряжение.
  • Психологическая травма.
  • Нарушение коммуникативных качеств.
  • Возрастные кризисы.
  • Задержка психического или речевого развития.

 

Виды и методы арт-терапии

Искусство, как известно, многогранно, а значит и видов лечебной терапии существует очень много. Такое многообразие творческих процессов позволяет специалисту подобрать наиболее удачный, увлекательный и приемлемый для конкретной личности метод терапии.

Перечислим наиболее популярные и продуктивные виды творческого лечения:

  • Рисование, разукрашивание.

Рисунки – наиболее древний и часто используемый вид арт-терапии. Рисунок на заданную тему позволяет отследить эмоции, определить символы сознания и возможные психические нарушения. Изо терапия помогает выявить внутренние блоки или страхи, снять напряжение.

В последнее время особой популярностью в арт-терапии пользуются раскраски для детей и взрослых «Антистресс». Разукрашивая мелкие детали, человек успокаивается, сосредотачивается, снимает нервное напряжение.

  • Библио и сказкотерапия.

Библиотерапия – психокоррекционная методика воздействия на личность при помощи специально подобранной литературы.

Сказкотерапия специализируется на полете фантазии и сочинении сказок.

  • Пение, танцы и музыкотерапия.

Благотворное влияние музыки на человека известно издавна. В арт-терапии применяются различные методы воздействия музыкой, в том числе пение, танцы и игра на музыкальном инструменте. Использование музыкальной арт-терапии помогает справиться со многими психосоматическими расстройствами. Данный вид терапии особенно популярен в воспитательно-педагогической практике.

  • Драмматерапия, пантомима, анимация и мульттерапия.

Вид символического самовыражения посредством театрально-драматических средств. Позволяет снизить психические расстройства, сгладить социально-психологические проблемы и комплексы.

Мульттерапия или создание мультфильмов – эффективный метод при работе с детьми.

  • Куклотерапия.

Применяется в семейной терапии или при работе с детьми для коррекции поведения, посредством театральных кукольных постановок.

  • Песочная арт-терапия.

Используется неструктурированный материал для символического самовыражения и самопознания. Применяется для психоанализа, эффективно снимает психическое напряжение. Методика учит не бояться делать ошибки, исправлять их и корректировать.

  • Коллажирование и скрапбукинг.

Коллаж – объединение (наклеивание) разнородных элементов. При работе над готовыми коллажами анализируются и обсуждаются диагностические критерии и возможности для дальнейшей терапевтической работы.  Анализ созданного коллажа включает размеры элементов, их расположение, выявление «доминантов», выбор цвета, сюжетность и упорядоченность.

  • Игротерапия, работа с пластичными материалами.

В основе игротерапии лежит применение ролевой игры в качестве интенсивной методики воздействия на личностное развитие.

Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто, воск), тактильное воздействие благотворно влияет на нервную систему, учит концентрироваться, дает выход негативной энергии.

  • Синтезтерапия.

Объединяет сразу семь видов искусства в одну методику. Позволяет раскрыть творческие способности, освободить эмоции, погрузиться в глубинный процесс самопознания и самовыражения.

  • Цветотерапия.

Часто используется в дополнение к другим видам арт-терапии, в основном, связанным  с рисованием. Выбор определенной цветовой гаммы, количественное соотношение цвета на рисунке (и другие параметры) дают возможность психологам определить и проанализировать имеющиеся проблемы.

  • Фототерапия (применение фотографий).

Для занятий используются собственные фотографии или другие, специально подобранные, снимки. Работа проводится как с отдельными фото, так и в качестве материала для подготовки инсталляций или коллажей.

  • Видеотерапия, кинотерапия.

Применяется просмотр специально подобранных видеоматериалов, их обсуждение и анализ.

  • Маскотерапия.

Данный метод психологической работы основан на проецировании глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски.

  • Мандалотерапия.

Арт-терапия при помощи изображенного мандала – рисунка в круге, обладающего (по восточным верованиям) магическими свойствами. Работа с индивидуальной мандалой позволяет одновременно анализировать и корректировать психическое состояние человека.

  • Вязание, шитье, плетение и другое рукоделие.

Как известно, любое рукоделие успокаивает и учит сосредотачиваться, созидает и помогает стать уверенней в себе. Для многих рукоделие – излюбленное занятие, повышающее настроение и радующее полученным результатом.

Именно в творческом процессе, забывая все условности и формальности, человек проявляет свое истинное «Я».

Средства арт-терапии

Согласно видам увлекательного терапевтического процесса, используются соответствующие средства.

  • Простые карандаши, ручки, бумага, ластик.

Самые распространенные и излюбленные средства проведения терапии, особенно у детей. Используются для рисования и записей. Ластик поможет исправить или подкорректировать некоторые моменты на рисунке, но опытный психолог обязательно обратит внимание на подобные правки.

  • Цветные карандаши, фломастеры, краски, мелки, маркеры.

Выбор цвета очень важен для диагностики эмоционального состояния рисующего и его отношения к предмету рисования. Как известно, слишком мрачные, черные рисунки характеризуют подавленность, негативизм или тяжелые переживания.

  • Пластилин, тесто для лепки, глина.

Через мелкую моторику, работая с лепящимися материалами, человеку удается лучше сосредоточиться, успокоиться и поразмышлять. Подобное средство арт-терапии позволяет рвать, мять и растягивать пластичный материал и, вместе с этим, выпускать напряжение и подавленные чувства. Преимущество работы  с пластилином заключается в возможности проведения эксперимента: изменения фигурок, их перестановка и игра с ними.

  • Музыкальные инструменты, аудио и видеотехника.

Данные средства являются неотъемлемой частью большинства арт-терапевтических занятий. Спокойная, расслабляющая музыка настраивает человека на нужный «лад», успокаивает и способствует лучшему раскрытию творческого потенциала.

  • Костюмы, элементы одежды, маски.

Незаменимые средства для театрализованных занятий, маскотерапии и т.д., позволяющие максимально «вжиться в роль» или «примерять маску».

  • Журналы, газеты, фотографии.

Используются при создании тематических коллажей, скрапбукинга, для занятий фототерапии.

 

Методика проведения занятий по арт-терапии

Проведение занятий предполагает максимальную концентрацию на чувствах, эмоциях и телесных ощущениях. При этом, художественные или другие навыки  абсолютно неважны для проведения арт-упражнений.

  • Изначально, психологу важно создать в аудитории особую доверительную обстановку, особенно при работе в группе. Следует мягко и тактично исключить «лишние» разговоры или комментарии участников, дабы не нарушать благоприятного психологического микроклимата и дать возможность каждому сосредоточиться на своих мыслях и переживаниях.
  • Структура любого арт-занятия включает в себя, как правило, две составляющие: невербальную (творческую) и вербальную (обсуждение). Соотношение этих этапов условно занимает 3:1, соответственно. Вербальная часть хотя и занимает меньше времени, является важнейшей и обязательной частью арт-терапевтического занятия. Это, так называемая, обратная связь с участником, обсуждение проведенной работы, проговаривание результатов и впечатлений.

Условно процесс творческого «излечения» можно разделить на следующие этапы:

  • Вводная часть: настрой, установка контакта, вовлечение в творческий процесс.
  • Актуализация ощущений, формирование темы для работы.
  • Невербальная, творческая деятельность.
  • Обсуждение процесса и результатов работы.
  • Коррекция и доработка результатов арт-деятельности.
  • Рефлексия, диагностика, выводы.

Базовые техники и упражнения арт-терапии

Рассмотрим конкретные упражнения, используемые в процессе арт-терапевтических занятий.

  • Рисунок себя.

Задача: представить себя другим участникам без использования слов. Иллюстрация может ассоциироваться с портретом, образом жизни, интересами и хобби, мироощущением, ценностями и т.д. Упражнение используется на первом этапе – знакомстве с группой.

  • Рисунок состояния.

Задача: символически изобразить на листе бумаги свое психоэмоциональное состояние или то, что тревожит. Упражнение используется как для знакомства, так и для последующей диагностики проблем человека.

  • Интервью-презентация.

Задача: работая в паре, участники рассказывают друг другу о себе (интересы, планы и др.). Затем каждый схематически изображает информацию о партнере на рисунке, после чего презентует ее группе. Происходит обсуждение, вносятся дополнения. Упражнение используется на первом этапе – знакомстве с группой.

  • Первые впечатления.

Задача: посмотреть на партнера и изобразить его на рисунке (приветствуется абстракция, метафора), опираясь на первые впечатления. Происходит обсуждение, вносятся дополнения.

  • Коллаж.

Задача: используя предоставленные технические средства (клей, фото, рисунки, журналы, газеты и др.) сделать коллаж на заданную тему. Тематика может быть разнообразной («Мужчина и женщина», «Мои планы», «Я», «От прошлого в будущее» и т.д.). Упражнение используется как для знакомства, так и для последующей диагностики и анализа проблем человека.

  • Работа с глиной.

Задача: тактильная работа с пластичным материалом для выражения переживаний и передачи эмоционального состояния в данный момент. Заданием по работе с глиной или пластилином может быть изготовление скульптур, фигурок, отпечатков предметов, слепков, масок, амулетов, оберегов и др.

Один из вариантов, упражнение «Вылепить проблему»:

Задача: из пластичного материала (пластилин, тесто, воск) необходимо вылепить свою проблему (образно). После этого психолог предлагает «поговорить» с этим «жизненным препятствием», высказав все накипевшее и наболевшее и изменить его, если нужно.

  • Взаимодействие с бумагой.

Задача: при помощи бумаги и технических средств (клей, скотч, ножницы и т.д.) необходимо создать объемную композицию на заданную тему. Вариациями к занятию могут быть рисунки на мятой или мокрой бумаге, индивидуальная работа, групповые дополнения и др. Упражнение используется для глубокого самопознания, выражения эмоций и страхов.

  • Цветовые эксперименты.

Задача: используя разнообразные цвета экспериментировать с изображениями согласно заданной теме. Заданиями могут быть рисунки по «настроению», «самочувствию», «восприятию мира» и др.

  • Каракули.

Задача: Свободно вести карандаш по бумаге, без определенной цели и замысла, нарисовать каракули. Вариантами интерпретаций задания может быть последующее обсуждение рисунка, индивидуальные ассоциации, сочинение рассказа на основе каракулей и т.д. В рамках подобных упражнений используют техники отпечатка нарисованных красками каракулей, раздувание краски на листе бумаги, чернильные пятна и кляксы.

  • Сказка о герое.

Задача: Сочинить сказку о воображаемом «супер-герое» с положительным финалом. Упражнение соотносит способности и успехи участника и «супер-героя», учит находить трудности, которые мешают совершать подобные героические поступки, преодолевать сложности и получать желаемый результат.

Арт-терапия для разных возрастов

Естественно, методика и подходы психологии искусства к детям и взрослым отличаются. Взрослые, как правило, заранее мотивированы к изменению ситуации, готовы обсуждать свои проблемы, умеют выразить чувства и переживания, анализируют свою деятельность вместе с психологом. Единственная трудность арт-терапии для взрослых – преодолеть сопротивление к нестандартной методологии терапевтических средств. Не каждый взрослый может снова «стать ребенком»: рисовать, клеить, лепить, петь, показывать пантомимы и т.д.

Дети, напротив, активно и быстро вовлекаются в знакомую им творческую обстановку. Они по своей природе любят играть и творить. Главное – увлечь их процессом, установить дружеские отношения.

Техники работы могут меняться или варьироваться в зависимости от категории участников, их возрастного ценза, определенного запроса или проблемной ситуации.

 

Арт-терапия для детей

Упражнения для детей проходят в свободном формате, без сложных обсуждений и трактовок. Главное для детской арт-терапии – увлекательность процесса и получение удовольствия от работы.

Часто подобные методики используется для детей с функциональными ограничениями (гипердинамический синдром, расстройства аутичного спектра, задержка речевого и психического развития).

  • Во время интерактивных занятий ребенок раскрывает свои творческие способности, потенциал, становится уверенней и коммуникабельней.
  • Арт-терапия будет полезна и увлекательна даже для самых маленьких — для дошкольников. Занятия помогают развить умения в том или ином виде деятельности, научить взаимодействовать в коллективе, справиться со страхами, тревогами и излишней стеснительностью. Подобная творческая деятельность помогает выражать себя и свои чувства произвольно, без «кальки».

  • После выполнения работы психолог помогает ребенку решить «увиденную» проблему. Например, после задания «Нарисовать свой страх» важно озвучить то, чего боится ребенок и «победить зло». Как правило, дети сами (или при помощи психолога) придумывают, что можно сделать. Если это страшный черный паук, можно нарисовать цветочки на каждой его лапке и превратить в забавного «создателя цветочной паутины». А если это огромная собака с острыми зубами – дорисовать ей фиолетовые крылышки и «отправить в космос». Монстра, который каждый день прячется под кроватью можно преобразить, нарисовав его розовым и пушистым «смешариком», — теперь он будет охранять, а не пугать малыша.
  • Посредством арт-терапии в работе с детьми удается, играя и фантазируя, преобразовать внутренние страхи ребенка, проиграть и пережить сложную ситуацию. Такие интересные, веселые «проделки» помогают детям избавиться от фобий, учат делать их «нестрашными». Главное условие качественной арт-терапии – никакой агрессии и зла, превращения должны быть добрыми и веселыми.
  • Краски, песок, пластилин для детей остаются наиболее притягательными материалами.

Арт-терапия для подростков

Сложный подростковый период часто требует корректного вмешательства и сглаживания острого возрастного кризиса. В таких случаях техника арт-терапии становится наиболее уместной и незаменимой. Уставшие от постоянных замечаний и нравоучений, «повзрослевшие дети» с удовольствием вовлекаются в творческий процесс.

  • Подросткам с повышенным уровнем агрессивности или нервозности рекомендуют смешивать и комбинировать разные виды арт-техник. Так, рисование помогает успокоить нервную систему, а инсцинирование и актерская игра – адаптироваться и наладить взаимоотношения с окружающими, выстраивая в дальнейшем позитивную модель поведения.
  • Положительные результаты в арт терапии подростков демонстрирует техника по изменению первоначального рисунка. Для этого готовое изображение по заданной теме предлагается изменить, дополнить и улучшить. Такая свобода выбора и возможность что-то поменять помогает повысить самооценку, поверить в свои силы и начать работать над имеющимися проблемами.
  • Работая с агрессией, тревогой и неприятием себя, специалисты часто применяют телесно-ориентированную терапию, направленную на принятия образа собственного «Я», формирование телесных границ и интеграцию, снятия напряжения. Хорошие результаты также дает работа с пластичным материалом, который можно мять, рвать и видоизменять.
  • Коррекция арт-терапией дает возможность подростку проиграть, пережить и осознать проблемную ситуацию. После этого, справиться с какими-то либо отклонениями и нарушениями становится намного легче.

 

Арт-терапия для взрослых

Многие взрослые недоверчиво относятся к подобному терапевтическому лечению и психологическим занятиям, считая их просто смешным «валянием дурака». Но, опыт работы многих специалистов в этой области демонстрирует высокие позитивные результаты изменения психического состояния участников программ по арт терапии.

  • Сказкотерапия, как это ни парадоксально, идеально подходит при работе со взрослыми и пожилыми людьми. Фантазируя, придумывая сюжет и развитие действий, человек неосознанно «подключает» свою линию жизни, проблемы или неудачи. Работая вместе с психологом, удается подкорректировать придуманную сказку, сделать ее позитивней, а главного героя успешней.
  • Работая над собой, участник арт-методик получает удовольствие от творчества, вдохновляется на свершение новых «подвигов», трансформирует свою жизнь в новом, позитивном ключе. Все занятия проходят легко, приятно и на позитивном настрое.
  • Современные взрослые люди все чаще прибегают к помощи психологов с целью увеличить успешность и продуктивность своей жизни, научиться самореализовываться и управлять своим настроением, изменить жизнь к лучшему, наладить личные отношения.

Таким образом, можно сказать, что глобальной миссией арт-терапии является изменение внутреннего состояния человека, улучшение психического здоровья и создание полной душевной гармонии и эмоционального комфорта.

Разнообразие методик, видов и средств арт-терапии позволяют преодолевать последствия стресса, облегчить лечение психических и невротических расстройств, выявлять  и корректировать психологические и личностные проблемы.

С полной уверенностью можно назвать арт-терапию  — самой увлекательной и интересной психологией!

Видео: «Арт-терапия: познание себя»

Комментарии

Комментарии

Комментариев нет...

Сообщество